домой

Павел Павлович Исаков

(1918-1999 гг.)
П.П.Исаков

    Исаков Павел Павлович – доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки, видный ученый отрасли, крупный специалист в области теории, расчета и конструирование военных гусеничных машин (ВГМ). Родился 11 января 1918 г. в Ленинграде. В 1941 г. окончил МВТУ им. Н.Э.Баумана по специальности «Танкостроение».
    Трудовую деятельность начал в 1941 г. инженером-конструктором на Челябинском тракторном заводе. В 1943 г. переходит на Опытный завод №100 в Челябинске, где работал инженером-конструктором до декабря 1945 г. В этот период П.П.Исаков принимал участие в разработке конструкции и освоении производства, а также модернизации тяжелых танков KB-1C, КВ-85, ИС-2 и САУ. Заметной самостоятельной работой молодого инженера была установка пулемета ДШК на башне танка. Эта разработка в 1943 г. была принята на вооружение.
    В декабре 1945 г. П.П.Исаков был переведен на работу старшим инженером-конструктором в Ленинград в филиал завода № 100. В период 1949-1951мгг. работает начальником отдела в институте ВНИИ-100, а в 1951 г. назначается заместителем главного конструктора ленинградского Кировского завода, где работал до марта 1953 г. Все эти годы П.П.Исаков непосредственно участвует в разработке новых машин — тяжелого танка Т-10, плавающего танка ПТ-76, бронетранспортера БТР-50П.
    В 1953 г. становится главным конструктором Челябинского тракторного завода, где руководит работами по совершенствованию тяжелых танков Т-10 (Т-10А, Т-10Б, Т-10М), созданию опытных ракетных танков (об.770, об.772, об.775, об.780), гусеничного дизель-электрического трактора ДЭТ-250, боевой машины пехоты – машины принципиально нового класса. Большинство из этих машин принято на серийное производство.
    В июне 1974 г. П.П.Исаков назначается директором ВНИИтрансмаш, в котором проработал до 1987 г. П.П.Исаков — много внимания уделял развитию научно-технической базы института, новых направлений научных исследований, использованию вычислительной техники. При его активном участии создается вычислительный центр, внедряются методы натурно-математического моделирования, автоматического проектирования, автоматизации испытаний объектов. В период с 1974 г. по 1987 г. для отработки перспективных систем и ВГМ в целом П.П.Исаков как опытный конструктор и руководитель института принимает участие в создании ходовых макетов с жестко закрепленной пушкой, гидромеханической трансмиссией, 7-опорной ходовой частью, газотурбинным двигателем, дизелем постоянной мощности, оборудованием подводного вождения, с различной посадкой экипажа, со стабилизированием корпуса, 8-колесном шасси, дублированным управлением, с телеуправлением и др. Под научным руководством П.П.Исакова ВНИИтрансмаш совместно с НИИ, КБ и заводами отрасли активно участвовал в разработках и испытаниях новых ВГМ: Т-64А, Т-72А, Т-80 и БМП-2. В 1986 г. руководил разработкой роботизированных комплексов «Клин-1 и –2», не имеющих аналогов в мировой практике, которые приняли участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. «Клин-1» - тяжелый роботизированный комплекс на базе инженерной машины разграждения ИМР-2 для работы на территории ЧАЭС, состоящий из машины-робота и машины управления. «Клин-2» – легкий специализированный транспортный робот СТР-1 для работы на кровлях ЧАЭС.
    П.П.Исаков придавал большое значение подготовке научных кадров. При его непосредственном участии организован диссертационный докторский совет при ВНИИтрансмаш и созданы филиалы кафедр Ленинградского политехнического и Ленинградского механического институтов. Является автором более 60 научных трудов и 39 изобретений.
    П.П. Исаков награжден Золотой медалью «Герой Социалистического Труда» (1971 г.), двумя орденами Ленина, многочисленными орденами и медалями. Удостоен звания лауреата Ленинской премии (1967 г.). Заслуженный работник ВНИИтрансмаш.