Хроника событий
- 1948 г. 11 июня принято постановление Совета министров СССР по организации научно-исследовательского танкового и дизельного института, позднее получившего обозначение ВНИИ-100.
- 1949 г. Установлена подчинённость института Министерству транспортного машиностроения. Директором института назначен Котин Ж.Я. Приказом № 1 по институту от 4 июня организованы конструкторские, научно-исследовательские и общеинститутские управленческие отделы. Начата ОКР по созданию плавающего танка и плавающего бронетранспортёра на его базе.
- 1950 г. Выделен земельный участок в районе пос. Горелово для строительства испытательной базы.
- 1951 г. Из института выделено ОКБТ ленинградского Кировского завода. Директором института назначен Ворошилов П.К.
- 1952 г. Начало работ по созданию 4-гусеничного тяжёлого танка повышенной проходимости.
- 1954 г. Учреждена аспирантура для подготовки соискателей на учёную степень кандидата технических наук по профилю института.
- 1955 г. Постановлением правительства ЦНИИ-48 реорганизован в филиал ВНИИ-100.
- 1956 г. Введён в эксплуатацию водоём для испытаний по преодолению водных преград. Создан ходовой макет на базе гусеничного тягача АТЛ-5 с газотурбинным двигателем ТС-12Ф.
- 1959 г. Утверждено комплексное задание ГКОТ на проектирование и строительство института в районе пос. Горелово.
- 1960 г. Директором института назначен Старовойтов В.С. Создана специальная машина на воздушной подушке. Введён в эксплуатацию участок бетонной дороги для проведения испытаний. Начались совместные работы с заводом им.В.А.Малышева по созданию танка Т-64.
- 1961 г. Принято Постановление правительства о перебазировании ВНИИ-100 на площадку в пос. Горелово. Развёрнуто выполнение работ по специальным колёсным машинам высокой проходимости. Введён в эксплуатацию корпус шумных лабораторий и деревомодельный цех. Создан ходовой макет на базе танка Т-55 с газотурбинным двигателем ГТД-ЗТ.
- 1962 г. Введён в эксплуатацию экспериментально-производственный корпус. 17 апреля вышел приказ по ВНИИ-100 о завершении перебазирования института с территории Кировского завода в пос. Горелово.
- 1963 г. Начаты исследовательские и конструкторские работы по созданию шасси лунохода. Создан макетный образец радиоуправляемой машины на базе танка Т-55. Созданы первые образцы встроенной системы самоокапывания танка.
- 1964 г. Посещение института Королёвым С.П. Создан вычислительный центр. Разработано оборудование подводного вождения танков. Введён в эксплуатацию заготовительный корпус.
- 1965 г. Начато формирование базы данных о надёжности танков при испытаниях и эксплуатации. Введён в эксплуатацию инженерно-лабораторный корпус. Создан стенд-качалка для отработки узлов и систем боевого отделения. Введён в эксплуатацию пионерлагерь «Чайка».
- 1966 г. Институт вошёл в состав МОП и получил название «ВНИИтрансмаш». Разработана методика оценки боевой эффективности при проектировании перспективных танков. Проведены орбитальные испытания редукторов на космических аппаратах (КА) «Луна-10, -11». КА «Луна-13» совершил мягкую посадку на поверхность Луны с приборами для определения свойств грунта.
- 1967 г. Филиал ВНИИ-100 преобразован во ВНИИстали.
- 1968 г. Сдан заказчику первый лётный образец шасси лунохода.
- 1969 г. На институт возложена функция экспертизы проектов вновь создаваемых образцов военных гусенечных машин (ВГМ), независимо от ведомственного подчинения разработчика. Создан макет 69021 с гидромеханической трансмиссией, ходовой частью с лопастными гидроамортизаторами высокой энергоёмкости и семью на бортмалогабаритными обрезиненными опорными катками, системой дублированного управления движением и огнём от командира. Введён в эксплуатацию испытательный корпус.
- 1970 г. 10 ноября успешно состоялся запуск космической станции с «Луноходом-1». После мягкой посадки станции «Луна-17» в Море Дождей 17 ноября в 7 ч 20 мин «Луноход-1» сошёл по аппарелям КА на поверхность Луны.
- 1971 г. Директором института назначен Проскуряков В.Б. Введён в эксплуатацию спорткомплекс «Пингвин». 30 сентября «Луноход-1» прекратил работу из-за выработки ресурса изотопного источника тепла системы терморегулирования. «Луноход-1» прошёл по лунному грунту 10,5 км. Выполнил 530 замеров характеристик грунта. Разработан и установлен на борту станции «Фобос-2» подвижный аппарат ПРОП-Ф для исследования свойств грунта Марса, доставлен на поверхность Марса и выполнен кратковременный сеанс связи. Разработан и установлен на борту станции «Фобос-2» подвижный аппарат ПРОП-Ф для исследования свойств поверхности Фобоса. Связь с космической станцией «Фобос-2» была потеряна в околомарсовом пространстве.
- 1972 г. Разработана фильтровентиляционная установка танка, непрерывно работающая через фильтр-поглотитель. Создана отраслевая научно-исследовательская станция (ОНИС) «Струги Красные» (Псковская обл.) для испытаний ВГМ в условиях умеренного климата, слабопересечённой местности, на различных типах грунтов. Институту переданы функции издания отраслевого научно-технического журнала «Вестник бронетанковой техники». Создан ходовой макет с колёсно-шагающим движителем. Масса 320 кг. База 1,7...2,2 м. Скорость движения 0,9 или 0,15 км/ч (режим шагания). Преодолеваемый подъём 18 или 34° (в режиме шагания).
- 1973 г. Создана ОНИС «Каракумская» (Туркменская ССР) для испытаний ВГМ в условиях жаркого сухого климата и повышенной запылённости воздуха. Принята на серийное производство башня танка Т-64А из комбинированной брони с керамическим наполнителем. 16 января на поверхность Луны станцией «Луна-21» доставлен «Луноход-2», который проработал до 4 июня 1973 г., прошёл 30,5 км, выполнил 490 замеров характеристик грунта.
- 1974 г. Директором института назначен Исаков П.П. Начаты работы по повышению пожаростойкости танков, БМП, колёсных бронированных машин и САУ при воздействии напалмов. Создан ходовой макет лунохода с 4-гусеничным движителем. Масса 250...350 кг. Скорость движения 1 или 2 км/ч.
- 1975 г. Введён в эксплуатацию парк-стоянка для спецмашин. Изготовлены опытные образцы прицепного капустоуборочного агрегата. Создан макет планетохода с лыжно-шагающим движителем для передвижения по пылевидному грунту с низкой несущей способностью. Масса 240 кг. Удельное давление на грунт 0,3 или 0,1 Н/см2.
- 1976 г. Изготовлен макет боевой гусеничной машины с реактивными ускорителями. Создан отраслевой центр натурно-математического моделирования. Создана ОНИС «Луга» (Ленинградская обл.) для проведения испытаний ВГМ и их систем. «ВНИИтрансмаш» награждён орденом Трудового Красного Знамени за большие заслуги в создании и освоении производства новой техники.
- 1977 г. Начало работ по созданию системы автоматизированного проектирования САПР.
- 1978 г. Создан исследовательский моделирующий комплекс подвижности. Введён в эксплуатацию лабораторно-производственный корпус. Введена в строй первая очередь климатического комплекса. Создана ОНИС «Ладога» (Карельская АССР) для испытаний и исследований ВГМ на плаву, на каменистых грунтах и местности с обильным снежным покровом. Создан 6-колёсный макет для отработки колёсно-шагающего движителя и системы автоматического управления перспективных планетоходов. Масса 480 кг. Скорость движения 0,3 или 0,02 км/ч(в режиме шагания). Обеспечиваются повышенная проходимость и устойчивость от опрокидывания, возможность регулирования крена, дефферента, дорожного просвета и др. Создан ходовой макет с колёсной формулой 6x6 и бортовым поворотом для отработки технических решений по роверу для космонавтов. Масса 240 кг. Скорость движения 0,51 или 5,1 км/ч. Преодолеваемые трещины 0,6 м, угол подъёма на сыпучем грунте 24°, отдельные камни высотой 0,5 м, уступ 0,4 м.
- 1979 г. Начаты работы по созданию технических средств и тренажёров для освоения БТТ в войсках.
- 1981 г. Начаты работы по созданию автоматизированных систем комплексных испытаний и отработки изделий отрасли. Создан прибор для определения физико-механических свойств поверхности Венеры. Создан ходовой макет с поворотными колёсами для повышения маневренности шасси планетохода в сложных рельефных условиях. Масса 320 кг. Скорость движения 0,9 км/ч. Угол поворота колёс ±45°.
- 1982 г. Создана ОНИС «Кавказская» (Армянская ССР) для испытаний и исследований ВГМ в условиях высокогорья.
- 1983 г. Изготовлен ходовой макет боевой машины с колёсным шасси (8x8) и бортовым поворотом. Разработан и испытан опытный образец прицепного льдоскалывающего оборудования. Разработан и доставлен 1 марта на поверхность Венеры КА пенетрометр ПРОП-В. Произведены замеры несущей способности, сопротивления вращательному срезу штампа и электрического сопротивления грунта.
- 1986 г. Создан роботизированный комплекс «Клин» в составе машины управления и машины-робота для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Создан специализированный транспортный робот с дистанционным управлением для расчистки завалов радиоактивных материалов. Институт оказал эффективную помощь специалистами при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Создано бесклиренсное шасси марсохода с коническими колёсами и механизмом шагания.
- 1987 г. Директором института назначен Потёмкин Э.К. Успешно завершены государственные испытания приборного комплекса ПКУЗ-1 («Велиж») управления и контроля для систем защиты ВГМ от ОМП. Созданы исследовательские натурно-моделирующие комплексы НМКВ-1 и ИМКД-1. Создана ОНИС «Елизаветинка» (Ленинградская обл.) для проведения исследований противоминной стойкости.
- 1988 г. Принята к серийному производству новая система ППО «Иней». Начаты работы по созданию основовязальных машин.
- 1990 г. Создан исследовательский натурно-моделирующий комплекс НМКВ-2 с 6-степенным имитатором движения ИД-6. Создан универсальный гусеничный тягач на базе шасситанка Т-55. Завершено издание 10-томной монографии «Теория и конструкция танка» под редакцией д-ра техн. наук, проф. Исакова П.П.
- 1991 г. Создана мобильная пожарная машина ПМ-155 на базе шасси танка Т-55 для тушения пожаров на лесобиржах, нефтехранилищах. Принят на вооружение комплекс дистанционного подрыва.
- 1992 г. Разработана лесопожарная машина и организован её серийный выпуск. Создана самоходная энергетическая установка для автономного электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных потребителей. Создана система крепления и развёртывания бортовых манипуляторов орбитального комплекса «Буран». Изготовлен экспериментальный образец основовязальной машины.
- 1993 г. Институт преобразован в акционерное общество «ВНИИтрансмаш». Начались работы по созданию узлов для высокоскоростного поезда ВСП-250 «Сокол». Создана малая универсальная лесная машина для механизации рубок, ухода и лесовосстановления. Разработаны, изготовлены и переданы в эксплуатацию опытные гидропневматические подвески с системой управления положением корпуса для троллейбуса.
- 1994 г. Начались работы с ОАО «Завод Трансмаш», Октябрьской железной дорогой и фирмой «Плассер и Тойер» (Австрия) по совместному производству щебнеочистительных машин RM-80 UHR. Создана автономная дизель-генераторная установка с системой комплексной утилизации тепла. Создана погрузочно-транспортная машина для сбора, погрузки, транспортировки и складирования лесоматериалов. Разработана лесопожарная машина ЛПМ-02. Организован серийный выпуск. Создан кран гусеничный специальный ГКС-16 для работы в малоосвоенных и труднодоступных районах в условиях бездорожья. Разработан и изготовлен экспериментальный образец лазерной технологической установки «Карат-2000» для изготовления литых моделей. Создан подвижной пенетрометр с использованием принципа внедрения в грунт исследуемых планет. Созданы два варианта демонстрационного макета 3-секционного микроробота и переданы в Институт химии Макса Планка (Германия). Габаритные размеры 200x200x50 мм, масса 1,5 кг. Преодолеваемые подъём на рыхлом песке 29°, трещина или уступ 250…300 мм.
- 1995 г. Разработаны и изготовлены первые образцы гидромеханической передачи ГМП-4В для городского автобуса. Создан сортиментовоз на базе БМП-1 для вывоза сортиментов с лесосеки. Разработан, изготовлен и передан в эксплуатацию экспериментальный образец гидравлического устройства для натяжения (разгона) рельсов ТН-70. Создан комплекс оборудования для прокладки волоконно-оптического кабеля на грозозащитных тросах и линейных проводах ЛЭП. Спроектировано, изготовлено и поставлено заказчику самоходное шасси наземного демонстратора марсохода по проекту LAMA. Масса 165 кг. Полезная нагрузка 90 кг, скорость 0,06…0,18 м/с. Преодолеваемые подъём по сыпучему грунту 25°, уступ 0,5 м. Время движения на аккумуляторах 3,5 ч.
- 1996 г. Председателем совета директоров избран Потёмкин Э.К. Генеральным директором института избран Абрамов Б.А. Изготовлен первый образец дорожной машины для фрезерования асфальта совместно с фирмой «Виртген» (Германия). Изготовлены опытные образцы машины коммунальной универсальной МКУ-3 «Петрокар». Изготовлен образец бронированной медицинской машины для эвакуации и оказания медицинской помощи пострадавшим в экстремальных условиях. Создана подъёмно-энергетическая машина ПЭМ-22-30 для обслуживания линий электропередач и строительных сооружений. Изготовлен бортовой манипулятор по заказу Технического центра Европейского космического агентства (ESA/ESTEC) для демонстратора лунохода LRMC. Изготовлен лётный образец 3-осной стабилизированной платформы «Аргус» для установки на ней научной аппаратуры, задачей которой являлась высокоточная съёмка поверхности Марса. Платформа была установлена на КА «Марс». Разработаны, изготовлены и поставлены CNES два самоходных автоматических шасси демонстратора планетохода с системами управления по отдельным командам (1996 г.) и по заданной траектории и виртуальному телеуправлению (1998 г.). Шасси имеет массу 160 кг. Преодолеваемые трещина 0,8 м, уступ 0,5 м. Колёса оснащены индивидуальными механизмами поворота.
- 1997 г. Разработаны и изготовлены опытные образцы моторной и прицепной тележек для высокоскоростного поезда «Сокол». Создана вакуумно-подметальная машина на российском шасси с оборудованием фирмы Bucher-Schorling (Германия). Создан комплекс оборудования для подвешивания волоконно-оптического кабеля, грозотросов и линейных проводов на опорах ЛЭП. Разработана и внедрена монтажная тележка для ремонта контактных сетей опытного ремонтного поезда РП-1. Разработан и изготовлен макет самоходного шасси лунохода LRMC в рамках Европейской лунной программы по заказу ESA/ESTEC. LRMC имеет колёсную формулу 4x4. Все колёса поворотные, каждое из них имеет свой привод поворота. Масса шасси с аккумуляторами 120 кг. Полезная нагрузка 60 кг. Создана 2-осная платформа точного наведения «Ориентатор» для орбитальной станции «Мир». Масса платформы 85 кг, масса научной аппаратуры 112 кг. Лётный образец был доставлен грузовым кораблём «Прогресс» на борт станции «Мир».
- 1998 г.Разработаны и изготовлены для высокоскоростного поезда «Сокол»: токоприёмник, механическое сцепное устройство, система встроенного контроля и диагностики тележек, автоблокировочная система тормозов.
Создана установка для очистки загрязнённых отработанных горюче-смазочных материалов. Разработан и изготовлен гидравлический экстрактор для извлечения фундаментов и опор контактной сети из железнодорожного полотна. Разработана и введена в строй в Карелии котельная, работающая на местном топливе – опилках, древесной щепе и торфе. Разработана и сдана в эксплуатацию в АОЗТ «Керамика» автоматическая линия по пакетированию кирпича. Разработана и сдана в эксплуатацию в «Ленгаз» подвижная лаборатория анализа утечек газа.
- 1999 г. За достижения института в области науки и техники и в связи с 50-летием института большая группа сотрудников награждена правительственными наградами. Орденом «За заслуги перед отечеством» VI степени Потёмкин Э.К. Медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени — Левшин В.Б. и Коковин В.С. Почётное звание «Заслуженный машиностроитель РФ» присвоено Иванову В.П. и Матвиенко П.П. Звание «Заслуженный конструктор РФ» присвоено Соловьеву В.М., Маленкову М.И. и Рыжову И.Л.
- 2000 г.
- В апреле состоялось собрание акционерного общества, на котором был избран совет директоров, в составе: Потёмкин Э.К. (председатель), Абрамов Б.А. (генеральный директор ОАО «ВНИИтрансмаш»), Ноздрачёв А.В. (генеральный директор «Российского агентства по обычным вооружениям») и др.
В апреле заместителю директора Соколову В.Я. присуждена учёная степень доктора технических наук, в ноябре он был избран академиком РАРАН.
- В мае главный научный сотрудник Зайцев В.А. избран академиком Академии транспорта РФ. За большой вклад в разработку, испытание и создание новых образцов техники и многолетний добросовестный труд Указом Президента РФ от 24 июня 2000 года № 1172 орденом «Дружбы» награждены Кузнецов И.С. — первый заместитель генерального директора и Иванов А.В. — заместитель генерального директора; медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждены Близгарёв В.П. — начальник лаборатории и Хасеневич В.Я. — начальник сектора. Почётное звание «Заслуженный машиностроитель РФ» присвоено Погудину Е.В. — заместителю генерального директора и Сороко В.П. — помощнику генерального директора, начальнику отдела.
- В июле сотрудникам института: старшему научному сотруднику Лукьянову В.Н. и ведущему инженеру Розову Е.Н. присуждены учёные степени кандидатов технических наук.
- В октябре в институте под председательством Ноздрачёва А.В. была проведена конференция по развитию систем автоматизированного проектирования на предприятиях отрасли, определены пути их интеграции в отраслевую САПР.
- В ноябре начальник СКБ, главный конструктор по космической тематике Маленков М.И. защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук.
- В декабре успешно защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук первый заместитель генерального директора Кузнецов И.С.
Удостоены звания лауреатов премии Правительства РФ в области науки и техники Абрамов Б.А., Зенькович П.А., Карасёв В.М. и Кремнёв И.Б.
- 2001 г. Решением Президиума ВАК от 06.07.2001 г. заместителю генерального директора Соколову В.Я. и главному научному сотруднику Зайцеву В.А. присвоено учёное звание профессора.
- 2002 г. Указом Президента РФ от 14 мая 2002 г. № 473 награждены медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени Васильев В.И. и Крылов Ю.В., присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель РФ» Авотину Е.Е., Астафурову П.М., Гинзбургу Б.И., Гусеву М.Н., Истомину Ю.Н. и Ребрикову В.Д.
Приказом РАВ от 25.09.2002 г. № 118К присвоены звания «Заслуженный работник промышленности вооружения» заместителю генерального директора Соколову В.Я. и начальнику отдела Усову О.А.
- 2003 г.
- 26 апреля состоялось акционерное собрание ОАО «ВНИИтрансмаш», на котором заслушаны отчёты генерального директора о работе института в 2002-2003 гг. и ревизионной комиссии. Генеральным директором ОАО «ВНИИтрансмаш» избран Степанов В.В. Избран новый состав совета директоров, в который от института вошли Потёмкин Э.К., Степанов В.В. и Котенёв А.Е.
- В мае состоялось расширенное заседание НТС института и научного центра Российской Академии космонавтики им.К.Э.Циолковского. На заседании заслушана информация о деятельности Академии, сотрудникам института вручены: диплом почётного академика — Потёмкину Э.К.; диплом действительного члена Академии — Абрамову Б.А.; дипломы членов-корреспондентов Академии — Астафурову П.М., Болховитинову И.С., Жартовскому Г.С., Федосееву С.В. Медалью «300 лет Санкт-Петербургу» награждены 128 сотрудников.
- В октябре 2-3 октября состоялся семинар «Планетоходы и наземные роверы для экстремальных условий» в ОАО «ВНИИтрансмаш». Семинар был посвящён памяти выдающегося учёного и организатора производства, главного конструктора автоматических шасси «Лунохода-1», «Лунохода-2» и других роверов для передвижения по поверхности Луны, Марса, Фобоса профессора Кемурджиана А.Л. Заслушано 20 докладов.
- 2004 г.Медалью «300 лет Санкт-Петербургу» награждены 23 сотрудника.
- 4-5 октября в ОАО «ВНИИтрансмаш» проведён 2-й международный семинар «Планетоходы, космическая робототехника и наземные роверы для экстремальных условий». Заслушано 26 докладов.
- Разработан, изготовлен и представлен заказчику (CNES и LAAS, Франция) ходовой макет автономного марсохода по проекту «CO-MARO». Общая масса 50 кг. Энергопотребление днём 20…40 Вт. Колёсная формула 6x6. Изготовлен комплект приводов развёртывания силового кольца большой космической антенны.
- 2005 г. По результатам проведённых НИОКР с участием ОАО «ВНИИтрансмаш» Указом Президента РФ от 16.04.2005 г. № 435Ф и приказом министра обороны РФ от 27.05.2005 г. № 043 приняты на вооружение модернизированные танки Т-80БА, Т-80УА, Т-80У-Е1, Т-72БА, Т-90А.
- 2006 г.
- 18 мая проведено общее собрание акционеров ОАО «ВНИИтрансмаш». Избран новый состав совета директоров. От института в состав совета директоров вошли Степанов В.В. и Котенёв А.Е.
- 4-5 ноября проведён 4-й семинар «Планетоходы, космическая робототехника и наземные роверы для экстремальных условий. Заслушано 25 докладов.
- 2007 г. ОАО «ВНИИтрансмаш» вошло в состав ОАО «Научно-производственной корпорации «Уралвагонзавод» (Указ Президента РФ от 27.08.07 г. № 1102).
- 2-3 октября проведён 5-й семинар «Планетоходы, космическая робототехника и наземные роверы для экстремальных условий.
- Указом Президента РФ от 27.08.2008 г. № 1124 начальнику НТЦ-50, учёному секретарю института Куртцу Д.В. присвоено почётное звание «Заслуженный машиностроитель РФ». Решением президиума ВАК от 23.11.2007 г. № 47Д/17 генеральному директору ОАО «ВНИИтрансмаш» Степанову В.В. присуждена учёная степень доктора технических наук.